Клуб разработчиков программных систем

Темы | Статьи | Рейтинги |

Сколько стоит Интернет для компании?
С.Трофимов

10.02.2007

 

Хотелось начать банально "Интернет прочно вошел в нашу жизнь", но я не будут этого делать. Да, Интернет у многих сейчас дома, хотя и не так просто иногда бывает его подключить, да и на работе иногда без него не обойтись. Взять хотя бы электронную почту, которая если работать не будет, то можно просто потерять деньги, если не послать заказчику запрошенную им информацию. Или, как часто практикуется, счет на оплату. Нет счета - нет денег, что приводит к прямым потерям для бизнеса. Сегодня мы поговорим не о стоимости подключения как такового, а о том какие потери для компании может принести постоянное подключение сотрудников к сети Интернет.

Зачем на работе Интернет?

Если к вам приходят наниматься на работу, то вряд ли спрашивают о том, есть ли на рабочем месте Интернет. Такой вопрос может показаться несколько странным и может быть истолкован превратно. Сотрудник, скорее всего не имел ввиду, что любит в рабочее время поболтать по ICQ или MSN и почитать свежие анекдоты. Но вопрос о наличии Интернета может быть воспринят именно так, со всеми вытекающими последствиями. Известна история, когда при приеме на работу девушка попросила о том, чтобы по вторникам и четвергам ее отпускали пораньше, поскольку она не хочет пропустить свой любимый сериал. В результате она естественно принята не была. 

А для чего необходим Интернет на рабочем месте? Нужен ли Интернет бухгалтеру, программисту или, скажем менеджеру по продажам?

В сети слишком много сайтов, предназначенных для развлечения и "курилок", предназначенных для ни к чему не обязывающего общения. Если человек только открыл для себя все прелести Сети, то трудно удержаться от соблазна посмотреть здесь, пообщаться с знакомыми там. При приеме на работу я обязательно спрашиваю у кандидата о том, есть ли у него дома доступ к Internet. Лучше если есть, и лучше если это будет доступ безлимитный. В большинстве случаев, такая ситуация позволяет удовлетворить все соблазны дома, а на работе уделять основной время делу. Интернет может поглотить столько времени, сколько у вас есть, если использовать его бездумно. А после этого, остается только изжога, как после похода в Макдональдс.

Если все так плохо, то не проще ли запретить доступ в рабочее время вообще, как это делают во многих фирмах? Оставить только корпоративную электронную почту и хватит. Не всегда это хорошо, поскольку доступ к Всемирной паутине может не только поглощать время, но и экономить его, если использовать для служебных целей. Так. например, если нужна информация, то при определенных навыках в Интернете ее можно быстро найти. Также Интернет хорош для распространения передовых идей и IT технологий. Сейчас в сети уже можно почитать компьютерные журналы (например, http://www.pcweek.ru/, http://www.osp.ru/, http://www.hardnsoft.ru/ ). 

Как используют Интернет сотрудники

А нужен ли программисту Интернет? Программирование - это постоянная борьба с компилятором, с языковыми конструкциями и с компьютерным "железом". Часто получается, что задача, которая стоит перед программистом уже решалась. Проблема, которая не позволяет идти вперед, уже описана кем-то и выработано ее решение. Нужно только его найти. А где? Можно искать в документации, но можно и в Сети. Возможно нужная информация есть на сайте производителя программных или аппаратных средств, где в документация обновляется в режиме on-line. В компьютерных блогах и форумах. Такая информация может сэкономить много времени с учетом того, что сейчас есть много русскоязычных форумов, таких, например как www.sql.ru, где можно найти примеры уже готового кода. К сожалению, полностью полагаться на форумы не стоит. У настоящих профессионалов нет времени на постоянное нахождение в форумах, а тем более на ответы начинающим программистам, но свою роль в быстром решении некоторых проблем они могут сыграть.

Для бухгалтера подключение к Интернет в рабочее время может быть использовано для поиска последних изменений в законодательстве, которые возникают чуть ли не ежедневно (хотя для этого можно воспользоваться и локальными базами законодательных документов), курса доллара, доступа к бухгалтерским форумам для обсуждения сложных вопросов учета.

А вот, к примеру, работнику склада, который отмечает в компьютере выданный товар или работнику офиса, который выписывает накладные, доступ в Интернет вряд ли сможет помочь лучше выполнять свою работу.

Финансовая сторона вопроса

В бизнесе необходимость каких либо движений, например ограничить или включить доступ к Интернет, обычно диктуется финансовыми соображениями. Итак, сколько потеряет компания, если, к примеру, у программистов не будет доступа к Интернет или сколько выиграет, если этот доступ будет. Все зависит от самих программистов. Как только они начнут использовать служебный доступ для личных целей, это будут прямые потери для бизнеса. Потери времени, оплаченного работодателем на бесцельное торчание в форумах и "переливание из пустого в порожнее", кстати на том же www.sql.ru таких "постоянных форумчан" предостаточно.

Если Вы работаете с клиентом, то Интернет необходим,  поскольку потери времени на поиск решения проблемы клиента может привести к ощутимым финансовым  потерям. Если программист сидит и пишет код по техническому заданию, то здесь большой срочности - нет, хотя сознание того, что можно в любой момент порыться в Интернете и поискать решение проблемы, уже приятно. Но, еще раз повторяю, что в этом случае, прямой необходимости для бизнеса нет. В крайнем случае может и дома покопаться в форумах.  

Другой проблемой является отвлечение программистов от работы форумами, "аськами" и электронной почтой. Сможете ли вы работать, если у вас на столе через каждые пять минут звонит телефон? Это вряд ли. Джоэл Спольски в своей книге отмечает, что для того, чтобы программист погрузился в работу, ему нужно как минимум 15 минут. И если у вас в этот момент тренькает "аська", то работа откладывается на 15 минут, даже если нужно черкнуть всего пару слов. Если в течение следующих 15 минут программист решит залезть в форум, то работа откладывается еще на 15 минут и т.д. Поэтому я принципиально против ICQ, MSN и тому подобных Интернет пейджеров, которые просто крадут рабочее время. Для срочных вопросов есть телефон, а для остальных - электронная почта. 

Украсть время у одного работника - это часть тех бед, которые могу свалиться на голову руководителя.  Два дня назад у одного моего клиента корпоративная база данных перестала работать только потому, что одна из девушек скачала из Интернета новый супер-пупер интернет пейджер с анимированными смайликами. После установки этой чудо-программы перестала работать добрая половина операционной системы на ее компьютере. Как же это могло повлиять на работу офиса? - спросите вы.  Дело в том, что именно на ее машине стояли серверные компоненты базы данных (еще одна ошибка. Под базу данных нужно выделять отдельный сервер и никого к нему не пускать на пушечный выстрел). Администратор восстановил систему, даже сохранив данные, однако, на это понадобился целый день, в течение которого доступ к базе данных был закрыт. Сколько стоит простой офиса в течение дня? Несколько дороже, чем просто отвлечение программиста от работы на полчаса. 

Что в итоге?

Можно сказать, что для компании стоимость имеет не непосредственное подключение - это не так дорого, а стоимость использования новых средств.  Как говорят "сам топор не убивает". Интернет можно использовать как для  работы компании, так и во вред, даже даже без злого умысла. Запретами и ограничительными мерами вряд ли можно добиться хорошего результата. Здесь вопрос в правильной организации работы. Необходимо разобраться в том, кому можно давать доступ в Интернет и в каких объемах, а кому нельзя. И если давать, то сотрудники должны понимать, что Интернет для служебного пользования и относиться к нему не как к возможности бесплатно скачать пару-тройку программ или поболтать с товарищем по ICQ, а как к рабочему инструменту. Стоимость Интернета напрямую определяется той пользой, которую может принести быстрый доступ к информации для конкретного работника. Одним сотрудникам нет необходимости давать такой доступ, чтобы не провоцировать бесцельные потери рабочего времени (обычно это сотрудники низшего звена). Другим такой доступ необходим и его можно организовать с дополнительными ограничениями как на уровне техническом, так и на уровне дисциплинарных правил, а без таких правил, необдуманное использование Сети может обойтись дорого и очень дорого.

Кто виноват и что делать?

Извечный вопрос, вынесенный в подзаголовок частично ответ уже прозвучал. Что делать: ограничивать доступ к информации и к Интернет. А кто виноват? Виноват во всем не стрелочник, а руководитель виноват в том, что любой сотрудник может закачать любую программу, которая не нужна непосредственно для работы и попытаться установить ее на компьютер. Именно руководителю нужно задать вопрос: почему для корпоративной базы данных не выделен отдельный сервер и что будет в случае, если в следующий раз информацию восстановить не удастся? 

Статьи по теме:

Проиграна ли битва со спамом?
Настройка DISA для АТС Panasonic KX-TDA30
Сколько стоит Интернет для компании?
RSS для вебмастера
Intranet-как инструмент бизнеса

Связанные темы:
Технологии
| 1 |


| 1 |
Комментарии к статьям закрыты.

© Trofimov Sergey   http://www.caseclub.ru при цитировании ссылка обязательна.